Re: ДУХ РОССИИ
Добавлено: 20 сен 2015 12:58
Педагогика Царскосельского лицея
в 1811 – 1817 гг.
Опыт организации оптимального пространства в школах прошлых и настоящих лет
Сегодня ведутся активные поиски путей реорганизации образовательных систем, обновления содержания, методов, приемов обучения и воспитания подрастающего поколения в соответствии с современными требованиями общества.
Процесс обновления всюду происходит медленно, болезненно, зачастую с пустой тратой сил и средств.
Одна из причин усложнения процесса реформации и пока низких результатов реформ, на наш взгляд состоит в том, что нарушается важное методологическое правило: обновление не есть отрицание имеющегося социального опыта; обновление – это тонкая ювелирная работа по вплетению нового в оправдавший и доказавший свою эффективность накопленный опыт.
Знание этого методологического правила требует от разработчиков инновационных стратегий тщательного изучения исторического и учебно-воспитательного опыта, обращения к учебным заведениям прошлого, продемонстрировавшим высокий уровень результативности своей деятельности.
Опыт Царскосельского лицея.
В этом отношении особый интерес для современных педагогов представляет Царскосельский лицей, созданный на рубеже двух веков и впитавший в себя лучшие идеи эпохи Просвещения.
В него принимались дети разных возрастов ( от 10 до 16 лет) из знатных, но обедневших дворянских фамилий. Программу деятельности Лицея разрабатывали блестящие умы России – Сперанский М.М., Малиновский В.Ф. и др., которые были увлечены идеями республиканского правления, свободы личности, ее всестороннего развития.
Результаты деятельности Лицея оказались весьма впечатляющими. Более трети выпускников пушкинской поры стали видными государственными деятелями, дипломатами, военными, литераторами, чьи имена навсегда вошли в российскую историю. Среди них гениальный поэт, мыслитель, историк и провидец А.С. Пушкин.
Исследователи творчества А.С. Пушкина отмечают поражающее богатство тематики и мотивов его юношеской поэзии. Содержание многих его стихов свидетельствует о больших и разносторонних знаниях юного поэта в области всеобщей истории, в области русской и мировой литературы; об изумительном знании своего родного языка и т.д.
Где же источник такого высокого умственного и мировоззренческого развития юного Пушкина?
Что же обеспечило такую неординарную продуктивность учебного заведения?
Что мы, далекие потомки, могли бы взять из опыта Лицея при разработке наших планов обновления школы, превращения ее в учреждение, способное воспитывать личность высокообразованную, гуманную, творческую, нравственно устойчивую, преданную своей земле и своему народу, уважающую не только национальные, но и общекультурные ценности и, одновременно, свободно ориентирующуюся в пространстве информации.
в 1811 – 1817 гг.
Опыт организации оптимального пространства в школах прошлых и настоящих лет
Сегодня ведутся активные поиски путей реорганизации образовательных систем, обновления содержания, методов, приемов обучения и воспитания подрастающего поколения в соответствии с современными требованиями общества.
Процесс обновления всюду происходит медленно, болезненно, зачастую с пустой тратой сил и средств.
Одна из причин усложнения процесса реформации и пока низких результатов реформ, на наш взгляд состоит в том, что нарушается важное методологическое правило: обновление не есть отрицание имеющегося социального опыта; обновление – это тонкая ювелирная работа по вплетению нового в оправдавший и доказавший свою эффективность накопленный опыт.
Знание этого методологического правила требует от разработчиков инновационных стратегий тщательного изучения исторического и учебно-воспитательного опыта, обращения к учебным заведениям прошлого, продемонстрировавшим высокий уровень результативности своей деятельности.
Опыт Царскосельского лицея.
В этом отношении особый интерес для современных педагогов представляет Царскосельский лицей, созданный на рубеже двух веков и впитавший в себя лучшие идеи эпохи Просвещения.
В него принимались дети разных возрастов ( от 10 до 16 лет) из знатных, но обедневших дворянских фамилий. Программу деятельности Лицея разрабатывали блестящие умы России – Сперанский М.М., Малиновский В.Ф. и др., которые были увлечены идеями республиканского правления, свободы личности, ее всестороннего развития.
Результаты деятельности Лицея оказались весьма впечатляющими. Более трети выпускников пушкинской поры стали видными государственными деятелями, дипломатами, военными, литераторами, чьи имена навсегда вошли в российскую историю. Среди них гениальный поэт, мыслитель, историк и провидец А.С. Пушкин.
Исследователи творчества А.С. Пушкина отмечают поражающее богатство тематики и мотивов его юношеской поэзии. Содержание многих его стихов свидетельствует о больших и разносторонних знаниях юного поэта в области всеобщей истории, в области русской и мировой литературы; об изумительном знании своего родного языка и т.д.
Где же источник такого высокого умственного и мировоззренческого развития юного Пушкина?
Что же обеспечило такую неординарную продуктивность учебного заведения?
Что мы, далекие потомки, могли бы взять из опыта Лицея при разработке наших планов обновления школы, превращения ее в учреждение, способное воспитывать личность высокообразованную, гуманную, творческую, нравственно устойчивую, преданную своей земле и своему народу, уважающую не только национальные, но и общекультурные ценности и, одновременно, свободно ориентирующуюся в пространстве информации.