Re: "...мы и завеса, и стражи завес, и Друг".
Добавлено: 02 июл 2015 22:12
Информация переданная с любовью
https://lightray.ru/lf/
Он говорил:Мовлана Исмаил Ширвани родился в 1782 г. в селе Кюрдамир Ширванского ханства. Начальное образование получил в г. Шамаха от Мухаммеда Нури, который благодаря полноценному произведению «Шархи Кафие» Абдуррахмана Джами, обучил Исмаила Ширвани синтаксису и грамматике арабского языка. В 1800 г. с целью продолжения обучения И.Ширвани отправился в Анатолию. Усовершенствовав свои знания в г. Арзинджане у известного ученого того времени Абдуррахмана Овлийазаде и получив диплом он направляется в Токат, а оттуда в Багдад. В Багдаде он обучается науке «хадис» (изречение о мудрых словах Пророка) у шейха Яхьи Марвази, а также науке «хикемиййе» (науке о мудрости) у Мухаммеда ибн Адама. В 1805 г. Ширвани вновь возвращается в Анатолию, в Бурдур и изучает науку «фикх» (наука о праве). С 1806 г. он возращается на свою Родину – Ширван, и в течение следующих семи лет занимается преподавательской деятельностью. В 1813 г. И.Ширвани совершает паломничество и, побывав в Мекке, Медине и Йерусалиме, возвращается в Стамбул. С целью усовершенствования своих духовных знаний, в поиске достойного мюрида (путеводителя) Ширвани устремляется снова в Багдад к халифу Абдуллаха Дехлеви, Мовлане Халиду. С 1813 г. Ширвани входит в духовное покровительство и становится мюридом Мовланы Халида. В 1817 г., окончив службу, Исмаил получает устный приказ и разрешение у своего учителя на распространение и преподавание изученного учения в Ширване, а с 1820 г. ему предьявляется письменное разрешение. В этом документе Мовлана Халид о своем воспитаннике отмечает следующее: «Помилование свойственно только Аллаху. Почтение и приветствие посланнику Аллаха пророку Мухаммеду, его семье и последователям. Отныне отдаю разрешение милосердному, верному другу, ученому, талантливому и великодушному брату Хаджи Исмаилу эфенди. Да увеличит Аллах его изобилие, чины и положение, и воздаст его ученикам всех благ. Даю это разрешение, испытав его влияние на учеников, учитывая светлые идеи и настойчивость, проявленную им при раскрытии тайн. Это разрешение дано после получения позволения Всевышнего и после гадания (истихаре), согласованного сунне (правилам) Пророка. Кто решит приступить на путь этого святого, должен ценить каждое его слово». В конце документа поставлены печати ал-Халиди, ан-Нагшбанди, ал-Муджаддиди (1821), ал-Гадири, ал-Кюбреви, ас-Сухраварди и ал-Чисти, что подтверждает одобрение данной инвеституры представителями других пяти сект.
Исмаил Ширвани, удостоившийся Мовланой Халидом звания «мюршид», был первым шейхом, распростанившим «нагшбандия» в Ширване. Он призывал людей к суфизму, отдалению от мировых страстей и посвящать себя Аллаху. Исмаил Ширвани говорил: «Человек, посвятивший себя Аллаху, никогда не будет нуждаем в людях, всемогущий Аллах будет помогать ему во всем». В скорейшем времени слава об Исмаиле Ширвани и его учении распространилась по всему Кавказу. К нему стали присоединяться мюриды из разных соседних сёл и окрестностей, в том числе из Зардаба, Илису и Дагестана. Среди них были Гаджи Махмуд Баба из Кюрдамира, Гаджи Ахмед Эфенди из Кюлюллю, Гаджи Мамед Наби Эфенди из Зардаба. Они стали сподвижниками Ширвани и сыграли особую роль в пропаганде и агитации исламских наук.
Учитель Имама Шамиля Джамаладдин ал-Гумуги отмечал, что направление «нагшбандия», основанное Исмаилом Кюрдамири далее было передано его сподвижнику Хас-Мухаммеду ас-Ширвани, а последним было передано Шейху Мухаммеду ал-Яраги, который передал его Шейху Джамаладдину ал-Гумуги.
В 1825 г. прославившийся своим антикавказским и антимусульманским отношением кавказский наместник А.П.Ермолов (1816-1827) потребовал у Аслана хана Казикумухского арестовать мюршидов и отправить в Тифлис. Назначенный Аслан ханом для выполнения этого задания Гарун бек арестовал сподвижника Исмаила Ширвани Молла Мухаммеда Яраглы. Но при помощи мюридов он был освобожден и уехав в Табасаран, скрылся.
Русским чиновникам было известно о учителе мюршидов И.Ширвани, проживающим в Ширване. Начался арест мюршидов, а их учитель был взят под контроль. Двое из учеников И.Ширвани – Хаджи Мамед Наби и Молла Ахмед были отправлены в ссылку в центральные края империи. Арест И.Ширвани Ермолов поручил князю Мадатову. Но учитывая просьбу Фатимы Бейим, супруги Мустафы хана, Мадатов передумал арестовывать И.Ширвани, пользующегося большим авторитетом. После этого события комендант Ширвана через своих друзей посоветовал И.Ширвани покинуть границы России. Таким образом, И.Ширвани переселился в Ахыску (Османское государство), а после завоевания Россией в 1828 году этой области переехал в Амасию (Анатолию). Его сопровождали многочисленные сподвижники из Ширвана и мюриды-мусульмане из Тифлисской губернии, многие из них поселились рядом с ним. И.Ширвани скончался от холеры в 1848 году и был похоронен на кладбище Шамлар вблизи Амасьи.
Мы все простые шашки. На клетках дней, ночей
Играет нами Небо по прихоти своей.
Мы движемся, покамест забавны для него.
Потом вернут нас в ларчик несозданных вещей.
Передали слова Мухаммада1. Оставь то, в чём сомневаешься.
2. Будь аскетом. Аскетичен, т.е., делами в мирском, а сердцем в вечном.
3. Оставь то, что тебя не касается.
4 Совершай всё с намерением. С хорошим, возвышенным намерением. С Именем Всевышнего, и ради того, чтобы Господь был доволен тобой, милуя тебя бессчетными благами в мирской обители и в вечной.