Грех является грехом когда он осознан как грех. Грех не может быть грехом - пока он не осознан. Убийство, прелюбодеяние, кража, чревоугодие, уныние - пока они являются нормой жизни человека-"
дикаря" - они проявляют его природу и отражают его суть как дикаря.
Является ли
грехом убийство - когда это вопрос жизни и смерти - своей и своих близких ? Является ли грехом убийство - когда человек вершит правосудие выполняя свой долг перед родиной? Является ли грехом убийство - когда убиваешь существа - живые, но не из твоего роду племени ? Является ли это все грехом - пока человек уверен, что в своих деяниях он невинен ?
И вот … - бежит он по жизни уверенный в свой правоте и невиновности... И
вдруг его пронзает мысль. - а так уж я безгрешен и прав в том, что сотворяю? С момента сомнения он становится грешен ? Или он становится осознан?
Возвращаясь к тому - что такое просветление? В моем понимании . Это состояние. Это - микс. В котором человек становится ясновидящим, яснослышащим, ясночувствующим, осознанным ( это само собой разумеется
). Человек умеет управлять своей жизнью, своими эмоциями ( это сам собой разумеется
), он может своим сознанием до тянуться до луны и куда ему необходимо. Действия его становятся точными, жизнь - наполнена ой и полноценной. Он везде идет по прямой - после просветления . Он всегда оказывается в нужном месте и в нужное время. Он познаёт суть добра и зла , но не противопоставляет их друг другу, не судит , не осуждает. Он знает причины и следствия всего - что попадает в его поле зрения.
Он - это
просветленный.
И все- таки - что такое просветление?
Это процесс. Процесс от полной неосознанности и непонимания себя и своей роли в жизни . Это процесс - из пункта А... Но не в пункт Б , а в бесконечность и неизвестность... Это путь проб и ошибок...иногда - попадания в " десятку" , иногда промахов . Кстати - промах - это грех. В прямом смысле. Я читала, что слово "грех" произошло от термина лучников... Промах - это когда стрела полетела мимо цели. Грех - мимо цели.... А каковы последствия греха ? А смотря куда метим. Если это враг... И мы промахнулись - последствия могут быть плачевные... До следующей попытки... Возможно - в следующей жизни. Если это промах в игре - мы пожмем с противником руки друг другу….. И будем играть дальше... Враг здесь может быть какой угодно. Это может быть человек, зверь, болезнь... Собственная гордыня...
Значит просветление - это процесс обучения , школа жизни... Или жизней.
Просветление сам - помоги другому. Или другому в этом процессе помочь невозможно? Каждый - сам. Своей тропой, со своими граблями и шишками?
Или?
Учитель. Сложно идти получать опыт просветления в одиночку. Такое сложно даже представить. Правда читала я про отшельников и монахов... Но вряд ли ( в этой жизни) это может стать моим опытом. Поэтому говорю о другом. Об учителе. Кто он и какова его роль в просветлении и должен ли он сам быть просветленным ?
Первый учитель - мама. И у мамы мы учимся . Учимся у тех, кто окружает нас в детстве. Иногда учимся напрямую , иногда - от противного...как делать не нужно...чтобы не было больно. Учителя наши - друзья, враги, сотрудники, соседи... Вокруг - одни учителя - для тех, кто готов учиться. Даже природа может быть учителем.
Говорят есть такой учитель - рядом с которым процесс обучения- просветления становится ускоренным, быстрым... Не знаю, не встречала - поэтому не знаю. Точнее - встречала и процесс шел.... Но он шел до поры и до времени... Пока не появлялось чувство неудовлетворения . Пока не появлялись сомнения и страхи. Сомнения - не в учителе, а в его несовершенстве и страх собственной идеализации и ухода от своего единственно верного пути. Не хочется - шаг в шаг. Даже за самым совершенным учителем. Зачем мирозданию два Будды и два Христа? Или два Моцарта и Чехова ?
Он не создал даже двух абсолютно одинаковых бабочек. И если бы была панацея - не осталось бы человека и человечества... Мы превратились бы в богов.
Что должен знать учитель и каким быть ?
Я не знаю. Я думаю, что знаю - каким должен быть ученик : готовым и умеющим слушать , слышать, взвешивать, пропускать через себя . Быть смелым. Быть открытым. Быть .
Религия - тоже учитель. Хороший учитель, классный ! Для того, кто готов учиться и выбрал этот класс для обучения ...
В любом случае - есть один выход - учиться . У всего, везде, всегда....или наворачивать круги и мелкие спирали.
Или есть другой вариант?
Не жить и
не учиться....
Не знаю.... Жизнь ощущаю иногда как дар, иногда - как наказание. Когда поучаю от нее насаждение - как дар. Когда боль. Наказание. Но в глубине все равно остается жажда жизни и радость от получаемого опыта. Иногда надоедает учиться... Хочется просто жить. Жить можно на море, в лесу, в парке. Жить можно везде. Но как жить и не учиться ?
Жизнь - учит. По-любому. Условиями среды, окружением, статусом, возрастом... И от этой школы никуда не уйти...
Животные . Они тоже учат - если готовы у них учиться. Я готова.... И они учат молча. Понимать - молча. Разговаривать взглядом, жестом, глазами. Они учат быть внимательными, ответственными, любящими, осторожными... Аккуратными , в конце концов. Они не любят ленивых. Они очень чуткие учителя . Всплыл в памяти фильм "жизнь пи".... Кто там люди и кто - звери, и где - правда?