Восточная литература

Идеи насчет Работы / Бизнеса / Творчества / Науки
Мишель
Сообщения: 2578
Зарегистрирован: 21 мар 2012 23:33

Re: Восточная литература

Непрочитанное сообщение Мишель »

Хайку. Хазрат-Инайят-хан

Дорога одна…
У летящей снежинки…
Следовать ветру…
Мишель
Сообщения: 2578
Зарегистрирован: 21 мар 2012 23:33

Re: Восточная литература

Непрочитанное сообщение Мишель »

Руми. Я есмь Ты.

Я - пыль в лучах солнца.
Я - солнечный круг.

Пылинкам я говорю: "Стой".
Солнцу - "Двигайся".

Я - утренний туман,
И дуновение вечера.

Я - ветер в кроне рощи
И прибрежный прибой.

Я - мачта, кормило, кормчий и киль,
Я же и коралловый риф, о который они разбились.

Я - дерево, на ветвях которого - говорящий попугай.
Молчание, мысль и голос.

Музыкальное дуновение, проходящее сквозь флейту,
Мерцание камня, блеск металла.

Я и свеча, и обезумевший мотылёк,
Носящийся вокруг свечи.
Роза и соловей, заблудившийся в ее аромате.

Я - все законы Бытия,
Кружащаяся галактика,

Развивающаяся разумность,
Подъем и спад.

Что есть и чего нет.
Ты, знающий Джелалуддина,

Ты, Единый во всём,
Скажи, кто я есмь?

Скажи - я есмь Ты.
Аватара пользователя
elia
Сообщения: 2643
Зарегистрирован: 03 апр 2012 10:54

Re: Восточная литература

Непрочитанное сообщение elia »

:d_sunny: Мишель, спасибо за тему и книги, которые ты мне рекомендовала. Мне постепенно открываеся прекрасный мир суфиев. :roze:

ТАЙНОПИСЬ ОМАРА ХАЙЯМА

........ научиться ловить такие случаи, научиться в такие моменты направлять свою судьбу не в худшую, а в лучшую сторону в сравнении с изначально предписанным тебе. И, наконец, при любом везении не очень-то станет совестливый и мудрый человек счастливей, если общий фон жизни остается прежним. Нужна работа всех людей в одном направлении, чтобы так вот по крохам увеличивать сумму общечеловеческого Счастья - и постепенно вырваться из-под власти Рока, свернуть с когда-то предписанного нам пути, расстаться с монотонным, беспросветным существованием. Даже массивный катящийся шар можно свернуть с прежнего курса легкими толчками сбоку. И тогда ныне униженное человечество действительно сможет "сверкнуть алмазной гранью" в "перстне"-Вселенной. А работа эта должна начинаться с сознательного самовоспитания, буквально с первого самостоятельного, не подневольного, не предписанного свыше движенья собственной рукой

Каким ты видишь мир, таким и создавай,
Живым движением над смертью восставай.
Сказал ты: "Самому б пошевелить рукою..."
Нет, не посмеешь ты; а смеешь, так давай!

обратимся к призывам не совсем обычным, а именно: не принимать на себя горе. Не горевать, не отчаиваться.

Человеческой психологии свойственно общее количество Счастья считать стабильным; оно как бы переходит из рук в руки, вроде денег. Если одному прибудет счастья, у другого отнимется. И в Ветхом Завете, и в христианском учении, и в мусульманстве жертвующие собой святые и праведники в основном заняты именно тем, что собирают на себя всяческие болезни, горести и несчастья, освобождая от них других людей, предоставляя тем возможность стать счастливее.

Но Хайям показывает нам, что представление о механическом перераспределении счастья-несчастья в принципе ошибочно, поскольку порожденное твоими горестями отчаяние поражает и окружающих (хотя и не обремененных твоими бедами), и уж точно не делает их счастливее -

Пустить из сердца кровь - и смоет сотню зданий.
Стократ губительней - река людских рыданий.
Я на ресницах нес такое море слез!..
Обрушится потоп, коль не сдержу стенаний.



Даже простое уныние подкрепляется самозарождающимися бедами и несчастьями (если идешь, голову повесив, то и впрямь налетишь на косяк). Следовательно, возможно размножение бедствий на манер эпидемии, и распространители этой заразы - люди, предающиеся отчаянию. Можно предположить такой ход мысли: если зло (через отчаяние) саморазмножимо, но добро среди людей все же существует, значит, и у добра есть сходный механизм саморазмножения, остается его обнаружить и начать сознательно применять. Такой взгляд с точки зрения богословов в принципе крамолен: он противостоит и идее святого самопожертвования, и взгляду на бедствия как на испытание либо наказание, ниспосланное свыше. Более того: делиться своим добром - безусловно благое дело; но творить для себя и других добро "из ничего" - значит кощунственно уподобляться творящему Богу!

Человек рожден, чтобы страдать, утверждают все религии. А вот Хайям столь категорически выступает против гибельных эмоций, как если бы он считал их не естественной реакцией на терзающие нас беды и несчастья, а следствием духовной распущенности и невежества. Надо так организовывать свои эмоции, чтобы только с улыбкой, а не со слезами проходить сквозь любые несчастья

Уж будто мудрецу не виден мир невзгод?
Однако посмотри, как весело идет!
Пойми же: хорошо подходит к жизни тот,
Кто кубок жизни пьет, но горечи - не пьет.

Подвергаться нападкам судьбы - одно, но "пить горечь" при этом - совсем другое: первое неизбежно, второе постыдно. Религия призывает смиряться пред горестями, Хайям - смеяться над ними. И этим, по крайней мере, парализовать механизм размножения зла. Кроме того, только человек, не впадающий в отчаяние, способен "пробудиться", стать "мудрецом".

На пути духовного совершенствования по-Хайяму как метод нейтрализации зла, так и приемы "пробуждения спящих", и способы поправить свою личную судьбу, и методика улучшения жизни человечества - одни и те же. Эта универсальность его метода легко могла убедить Хайяма, что он прав, что действительно будет возможно, отвергнув бессмысленные упования на Бога, самим обороть вполне реальный механизм злой судьбы.

Суфийский метод "пробуждения" и последующего "постижения Бога" основан на строжайшем самоограничении, на отстранении от всяческих соблазнов, на том, чтобы лишить душу ярких чувственных впечатлений (как бы вернуть в Небытие), посадить ее на голодную диету, оградить забором запретов и тем самым заставить тянуться только в высь. Об этом прекрасно сказано в суфийском четверостишии, изредка приписываемом Хайяму

Я в мире предпочел два хлебца да подвал,
Отвергнув мишуру, оковы я порвал.
За нищенство души какую цену дал!..
И в этом нищенстве - каким богатым стал!

Хайямовский же путь в том, чтобы не увлекаться ложными ценностями Бытия, не считать их значительными, поскольку они-то и отвлекают от истинной ценности жизни, они-то и провоцируют вспышки жадности, злобы, зависти и т.п. у одних, а как следствие - отчаяния у других. Среди этих ложных ценностей - себялюбие, тщеславие, власть, богатство, похоть, условия для лени, неги, бездумия, равнодушия; они не существуют в Бытии изначально, а созданы самими людьми - "спящими", принявшими яркость Бытия за единственно сущее, данный им недолгий человеческий век - за единственную данность. Отвергая эти ложные ценности, надо не ограждаться по-суфийски забором от жизни, а воспитывать свою душу так, чтобы непрестанно летящая из-под колес судьбы грязь к ней не прилипала; чтобы не тянуло с пути подбирать каждую яркую стекляшку. Надо снять с тара своей души темные струны, чтобы никакой порыв житейского ветра не порождал унылых отзвуков.

Чтоб угодить судьбе, глушить полезно ропот.
Чтоб людям угодить, полезен льстивый шёпот.
Пытался часто я лукавить и хитрить,
Но всякий раз судьба мой посрамляла опыт.



полностью здесь...
http://www.translit-lib.ru/omar/intro.html
Мишель
Сообщения: 2578
Зарегистрирован: 21 мар 2012 23:33

Re: Восточная литература

Непрочитанное сообщение Мишель »

:roze:

«О искатель,
Эти мысли обладают такою властью над тобой.
Из-за ничего ты огорчаешься,
Из-за ничего становишься счастлив.

Ты сгораешь в пламени,
Но я не выпущу тебя,
пока ты полностью не пропекся,
не стал полностью мудр
и полностью не стал самим собой».

Руми
Мишель
Сообщения: 2578
Зарегистрирован: 21 мар 2012 23:33

Re: Восточная литература

Непрочитанное сообщение Мишель »

Вопрос: Каковы основы суфизма?
Ответ: Первооснова суфизма -- вера. Исламская вера ("Иман") покоится на
шести столпах: Бог есть; Бог Един; существуют Ангелы; существуют Пророки;
существует День Воскресения; существует Судьба.

Вопрос: Как следует понимать эти положения, ведь боль-шинство людей
неспособно проверить их обычным образом?
Ответ: Они запечатлеваются в уме и постигаются в "сердце".

Вопрос: Что есть завершение в суфизме?
Ответ: Восприятие вышеназванных положений в "сердце".

Вопрос: В чем разница между Преображенными и осталь-ными людьми?
Ответ: Понимание Преображенных отличается от того, что обычные люди
называют знанием.

Вопрос: Каково же знание обычного человека?
Ответ: Подражательное; полученное посредством натаскивания у
преподавателей; считаемое настоящим, но не являющееся таковым.
Вопрос: Как достигается истинная вера?
Ответ: Вступлением, благодаря определенной подготовке, на Путь, поторый
является лишь одним из семидесяти двух возможных Путей, открытых человеку.
Возможно, даже следуя подражательной тропе, затем возвыситься до настоящей,
но это нелегко.
Вопрос: Какие внешние религиозные формы соблюдают Преображенные?
Ответ: Большинство следует установлениям ислама и Людей Традиции и
системе обрядов, установленной Шейхом Матариди из Самарканда. Те, которые
следуют упражнениям ислама в Четырех Основных Школах, обычно именуются
Людьми Спасения.

Вопрос: Когда Байазида Бистами спросили о его секте, он ответил: "Я из
секты Бога". Что это означает?
Ответ: Все вышеупомянутые вероисповедальные подразде-ления считаются
относящимися к Секте Бога.

Вопрос: Суфии называют сами себя явлениями, идеями, животными и
растениями. Почему?
Ответ: Пророк сказал, что в День Воскресения человек воскреснет в форме
того или иного животного, в соответствии с ведущей чертой его характера.
Вместо того, чтобы предстать в своем человеческом облике, он облекается в
форму животного или другой сущности, на которую он внутренне походил. Во сне
человек видит себя человеком; однако он может увидеть себя и в виде овцы,
обезьяны или свиньи, в зависимости от своих преобладающих наклонностей.
Именно неправильное понимание этого положения породило веру в трансмиграцию
(переход человеческой жизни в жизнь животную), понимаемую невеждами
буквально, без проникновения в сущность.

Вопрос: Суфии пользуются символами и проповедуют идеи, противоположные
общепринятым социальным требованиям и имеющие мало общего с фразеологией,
обычно прилагаемой к возвышенным понятиям. Они говорят о возлюбленных, о
чашах вина и тому подобное. Как это понять?
Ответ: Для суфия религия, в том виде как представляет ее себе обычный
человек, является чем-то грубым, наносным. Их символы олицетворяют собой
определенные состояния. Они настолько же правомочны, как употребление
символа "Бог" для обозначения чего-то, что абсолютно неизвестно человеку,
если не считать его иллюзорный образ, порожденный эмоциями.

Вопрос: Как Коран может быть бровью возлюбленной?
Ответ: Как может он быть знаками, оставленными углем на листках бумаги
из дерева с болота?

Вопрос: Дервиши утверждают, что лицезреют Бога. Возможно ли это?
Ответ: Это не следует понимать буквально; это символизирует
определенные состояния.

Вопрос: Может ли человек быть виден иначе, чем с помо-щью своих внешних
проявлений?
Ответ: Человек -- нет, мы видим только его внешность или проявления.
Когда вы видите кого-то, идущего навстречу, вы можете сказать: "Я вижу
Зайда", -- но вы всего лишь видите то, что способны увидеть в наружности и
внешних проявлениях Зайда.

Вопрос: Согласно мусульманской вере, дервиши кощунствуют, когда
говорят: "Мы не боимся Ада, не домогаемся Рая".
Ответ: Они подразумевают другое: что страх или домогательство
непригодны как средства на пути обучения.

Вопрос: Вы утверждаете, что между внешним поведением или верой и
внутренним восприятием суфиев нет противоречия. Если так, то почему суфии
упорно скрывают определенные вещи от других?
Ответ: То, что скрыто, скрыто не от правильного поведения, но от
обычного понимания. Самый образованный ученый неспособен понять то, чего он
сам не испытал, и потому это скрыто от него.

Вопрос: Если человеку известна лишь религиозная вера и неведомо об
особой науке суфиев, означает ли это, что его рели-гиозная вера уступает
вере суфия?
Ответ: Нет, будь его вера наиболее совершенной из рели-гиозных вер, она
не может уступать религиозной вере суфия.

Вопрос: В чем заключается разница между пророками, святыми, теми, кто
обладает высшим знанием и великими посвященными?
Ответ: Если они имеют религиозную веру, все их веры равны. Различие
заключается в их знаниях, не в их чувствах. Имея пару глаз, нос и рот,
султан в этом смысле не отличается от своих подданных. Он отличается по
своему характеру и обязанностям.

Мухаммад Али аль-Мисри
Мишель
Сообщения: 2578
Зарегистрирован: 21 мар 2012 23:33

Re: Восточная литература

Непрочитанное сообщение Мишель »

ПРЕДАНИЕ О МОИСЕЕ

Однажды Моисей попросил Бога показать ему одного из друзей Божьих, и
голос ответил:
-- Иди в такую-то долину, там найдешь одного любящего, одного из
избранных, который следует Пути.
Моисей пошел и отыскал этого мужа, одетого в лохмотья, снедаемого
всевозможными насекомыми.
Моисей сказал:
-- Могу ли я чем-нибудь помочь тебе?
Человек ответил:
-- Посланец Господа, принеси мне кружку воды, я измучен жаждой.
Когда Моисей вернулся с водой, он нашел человека уже мертвым. Он пошел
поискать что-нибудь, чтобы прикрыть тело. Когда же вернулся, тело было без
остатка съедено пустынным львом.
Горю Моисея не было предела, он кричал:
-- Всемогущий и Всеведущий Единый, ты превращаешь в глину человеческие
существа. Некоторые уносятся в рай, другие проходят через муки, одни
счастливы, другие несчастны. Вот парадокс, понять который никто не в силах.
Тогда внутренний голос сказал Моисею: "Этот человек положился на Меня в
отношении питья, а затем отрекся от своего доверия. Он положился на Моисея в
желании выжить, доверив-шись, таким образом, посреднику. Он был неправ,
обращаясь за помощью к другому, после того как всецело предался Мне..."
Твое сердце вновь и вновь цепляется за предметы. Ты должен знать, как
сохранить связующую нить со своим истоком...
АТТАР ИЗ НИШАПУРА
Мишель
Сообщения: 2578
Зарегистрирован: 21 мар 2012 23:33

Re: Восточная литература

Непрочитанное сообщение Мишель »

ЦЕНА

Однажды между двумя дервишами разгорелся спор.
Ибрахим бен Адам сказал одному из них:
-- Ты впустую потратил свою жизнь на самоотречение. Она тебе дешево
досталась, и потому ты не ценишь ее.
Дервиш с насмешкой спросил:
-- Ну, а чем же ты заплатил за то, чтобы стать дервишем?
Ибрахим сказал:
-- Я отдал за это царство Балха, но все равно считаю, что цена была
смехотворной, о брат.

САДОВНИК

Однажды, когда Ибрахим служил садовником, хозяин попросил его принести
ему несколько гранатов.
Ибрахим принес, но все они оказались кислыми.
Его хозяин сказал:
-- Ты уже так долго работаешь у меня и до сих пор не научился отличать
сладкие гранаты от кислых?
Ибрахим ответил:
-- Ты нанял меня, чтобы я ухаживал за ними, а не пробовал их; как же я
мог научиться отличать сладкие плоды от кислых?
И тогда хозяин сада понял, что перед ним Ибрахим бен Адам.

КАРАВАН-САРАЙ

Однажды Хызр пришел во дворец султана и направился прямо к царскому
трону.
Настолько неожиданным и необыкновенным было его появление, что никто не
посмел задержать его.
Султан, а им был Ибрахим бен Адам, спросил его, что он ищет.
Пришедший сказал:
-- Я хотел бы переночевать в этом караван-сарае.
Ибрахим удивился:
-- Но это не караван-сарай, это мой дворец.
Незнакомец спросил:
-- Кому он принадлежал до тебя?
-- Моему отцу, -- ответил Ибрахим.
-- А до него?
-- Моему деду.
-- И это место, где люди приходят и уходят, останавливаются на время и
отправляются дальше, ты называешь иначе, чем караван-сараем?
Мишель
Сообщения: 2578
Зарегистрирован: 21 мар 2012 23:33

Re: Восточная литература

Непрочитанное сообщение Мишель »

Шабистари
=
КУЛЬТ

Человечество проходит три этапа развития.
Вначале оно поклоняется всему: мужчине, женщине,
деньгам, детям, земле и камням.
Затем, когда оно уже немного продвинулось,
оно поклоняется Богу.
В конце концов оно не говорит: "Я поклоняюсь Богу", --
и не говорит: "Я не поклоняюсь Богу".
Оно миновало первые два этапа и достигло последнего.

Руми
=
АСКЕТИЗМ

Вначале -- знание.
Затем аскетизм.
Затем знание, которое приходит после такого аскетизма.
Один истинно "познавший" стоит сотни тысяч аскетов.

Руми
=
ВОЗЛЮБЛЕННЫЙ

Человек подошел к двери Возлюбленного и постучал. Голос спросил:
-- Кто там?
Человек ответил:
-- Это я.
Голос произнес:
-- Здесь нет места для меня и тебя.
Дверь осталась закрытой.
После года одиночества и лишений человек вновь посту-чался в дверь
Возлюбленного.
Голос изнутри спросил:
-- Кто там?
Человек сказал:
-- Это Ты.
Дверь открылась ему.
Мишель
Сообщения: 2578
Зарегистрирован: 21 мар 2012 23:33

Re: Восточная литература

Непрочитанное сообщение Мишель »

РАЗРУШЕНИЕ ГОРОДА

Один суфий как-то не удержался и воскликнул: "О, я стану причиной
разрушения этого города".
К счастью, люди решили, что он сумасшедший или просто пытается нагнать
на них страх. Они не тронули его, но и не придали никакого значения тому,
что он сказал. В конце концов, он был всего-навсего хилым старикашкой,
внешне ничем особенным не выделявшимся.
Однажды суфий забрался на дерево и сорвался. Его тело пробило стену
водного резервуара. Последовавшее за этим наводнение разрушило город.
Лишь после, когда было найдено его тело, люди вспомнили его слова.

ВОЛШЕБНЫЙ КОНЬ

У султана было два сына. Первый всячески помогал людям, делая это
доступным для их понимания образом. Второго прозвали "лентяем", так как, по
всеобщему мнению, он лишь предавался своим мечтам, далеким от жизни.
Первый сын снискал себе глубокое уважение в народе. Второй приобрел у
скромного плотника деревянного коня и осед-лал его. Но конь этот был
волшебный. Он нес седока, если тот был чист сердцем, к его самой желанной
цели.
В один прекрасный день юный принц исчез вместе с волшебным конем в
поисках своей самой желанной цели. Долгое время о нем ничего не было
известно. После многих приключений он вернулся домой вместе с прекрасной
принцессой из Страны Света. Отец был безмерно рад его благополучному
возвращению и выслушал рассказ о волшебном коне.
Доступ к коню был открыт для всех желающих. Но многие предпочли
осязаемые преимущества, плодам деятельности первого принца. Конь для них
всегда представлялся чем-то вроде игрушки. Их восприятие не шло далее
внешнего вида коня, который не производил никакого впечатления -- самая
обык-новенная игрушка.
Когда старый султан умер, трон, согласно его воле, наследовал "принц, имевший пристрастие к игрушкам". Но основная масса людей не ставила его ни
во что. Им были намного ближе побуждения и интересы, связанные с суждениями
и деятельностью практичного принца.
Но если мы не прислушаемся к "ленивому" принцу -- неважно, есть ли у
него принцесса из Страны Света или нет -- мы никогда не проникнем под
внешнюю оболочку коня. Если даже этот конь нравится нам, ошибочно полагать,
что именно его внешняя форма может помочь нам на пути к нашему
предназначению.
Мишель
Сообщения: 2578
Зарегистрирован: 21 мар 2012 23:33

Re: Восточная литература

Непрочитанное сообщение Мишель »

КНИГА

Ибрахиму однажды приснилось, что он видит ангела Гавриила.
Ангел держал в руке книгу, и Ибрахим спросил, что в ней написано.
Гавриил сказал:
-- В эту книгу я вношу имена друзей Всевышнего.
Ибрахим спросил:
-- Будет ли там мое имя?
Ангел произнес:
-- Ибрахим, ты не являешься другом Всевышнего.
Ибрахим ответил:
-- Да, это так, но я друг друзей Всевышнего.
Какое-то время Гавриил хранил молчание. Затем он обратился к Ибрахиму:
-- Я получил указание поставить твое имя во главе этого списка, ибо
надежда рождается от отсутствия надежды.

РЕЛИГИЯ

Вся религия, как теологи -- а также их противники -- понимают это
слово, есть нечто совершенно отличное от того, чем ее считают.
Религия есть средство передвижения. Ее внешние выраже-ния, обряды,
нравственные и прочие учения рассчитаны на получение определенных
результатов в возвышении человека, в определенное время, среди определенных
групп людей.
Вследствие трудностей на пути сохранения науки о человеке, в качестве
вспомогательного средства на пути к истине была введена религия. Но для
поверхностных умов средство всегда оставалось целью, а средство передвижения
превращалось в идола.
Только человек мудрости, но не человек веры или интеллекта может снова
сдвинуть с мертвой точки это средство передвижения.

Ала ад-дин Аттар

МОЛИТВА

Великий Шейх Симак как таинство молитвы преподавал следующее.
Человек способен молиться только в пределах своих способностей. Если он
одинок, или если он научился молиться по книгам или в духовных семинариях,
он не может понять или принимать участие в реальности молитвы.
Тот, кто научился молиться и кто несет в себе озаренность, способен
поделиться ею с другими людьми, чтобы они также могли познать и развить
молитву в самих себе.
Писаная молитва бессмысленна.

СМЫСЛ КУЛЬУРЫ

Суфийское понимание культуры иное, нежели понимание обычного человека,
суживающего смысл этого понятия.
Шейх Абу Наср Саррадж называет следующие три формы культуры:
Светская культура -- простое приобретение информации, взглядов и
учености общепринятого толка;
Религиозная культура -- монотонное следование законам и предписаниям,
соблюдение общепринятых этических норм поведения;
Суфийская культура -- самоусовершенствование, различе-ние
существенного, сосредоточение и медитация, расширение внутреннего опыта,
следование Пути Искания и Близости.

ЧЕМУ УЧИТ СУФИЗМ

Суфизм учит, как очистить свое "я", как укрепиться в нравственности и
построить свою внутреннюю и внешнюю жизнь так, чтобы достичь вечного
блаженства. Его предметом является очищение души, а целью -- достижение
вечного счастья и благословенности.

Шейх аль-Ислам Закарийа Ансари

ОТБОР

"Истифа" ("Отбор") есть удаление из сердца всего, что не относится к
исканию совершенства. Это похоже на то, как если представить себе, что
человек пуст и что на мгновение все мысли покинули его и в это время в него
вливаются истинные мысли.

КАКИМ СПОСОБОМ ОНИ ПРЕПОДНОСЯТ СВОЕ УЧЕНИЕ

Не ждите, что способ, каким они преподносят свое учение, будет
полностью вписываться в рамки вашего обычного понимания. Жемчужину можно
носить и в кошельке из кожи. Но невежда выкрикивает: "Эта четырехугольная
штука с клапаном совсем не похожа на ожерелье, которое мне описывали".

Ариф Йахйа

Когда Низамаддина Авлийа спросили, почему один известный суфийский шейх
на взгляд постороннего совсем не похож на религиозного благочестивого
человека, он ответил: "Цари хранят свои сокровища в одном из двух мест.
Первое, и наиболее очевидное, -- это охраняемая палата во дворце, которая
может быть взломана, разграблена или захвачена силой. Второе место, более
надежное, -- в земле, среди развалин, где никому не придет в голову их
искать".
Мишель
Сообщения: 2578
Зарегистрирован: 21 мар 2012 23:33

Re: Восточная литература

Непрочитанное сообщение Мишель »

АЛЬ-ГАЗАЛИ

Аль-Газали, философ и суфий двенадцатого века, в своей "Книге Знаний"
приводит следующую строку Аль-Мутанаби: "Больному человеку сладкая вода
кажется горькой на вкус".
Это могло бы послужить отличным девизом самому Газали. За восемьсот лет
до Павлова он выделил и закрепил в сознании современников (часто в
прелестных притчах, иногда в поразительно "современных" выражениях) проблему
обусловленности.
Несмотря на открытия Павлова и десятки книг и отчетов о клинических
исследованиях в области человеческого поведения, появившихся за последние
годы, рядовые исследователи явлений, связанных с психикой, по-прежнему не
подозревают о гипнотической силе навязанных идей. (Одной из наиболее
поразительных особенностей современного человека является то, что, несмотря
на изобилие научных доказательств, он чрезвычайно трудно усваивает ту
истину, что его убеждения далеко не всегда связаны с его умственным
развитием, культурным уровнем или его системой ценностей. Так что, почти сам
того не осознавая, он предрасположен к навязыванию идей.) В тотали-тарном
обществе навязывание идей считается явлением весьма желательным --
разумеется, если насаждаются идеи данного общества. В обществах же иного
типа о существовании этого явления едва ли подозревают. Но именно это и
делает почти каждого человека уязвимым с этой стороны.
Труд Газали не только предвосхищает, но даже превосходит нынешние
знания в этой области. В вопросе о том, представляет ли навязывание идей
(открытое или негласное) явление желательное, или наоборот, а также
неизбежно оно или нет, мнения нынешних специалистов расходятся.
Газали не только указывает на то, что идея, которую люди называют своим
убеждением или верованием, может фактически оказаться навязанной, он
недвусмысленно заявляет, в соответствии с принципами суфизма, что такое
состояние не является неизбежным, и настаивает, что люди обязаны уметь его
распознавать.
Книги Газали сжигались средиземноморскими фанатиками повсюду, от
Испании до Сирии. В наше время их больше не предают пламени костра, но их
влияние -- за исключением, возможно, круга суфиев -- уменьшилось; они мало
изучаются.
Газали считал, что очень легко потерять способность разли-чать
убеждения и знания. Когда такое случается, на тех, кто знает эту разницу,
ложится обязанность разъяснить ее, насколько это в их силах.
Научные, психологические открытия Газали, хотя широко используются
самыми разными учеными мужами, не получили должного признания, вследствие
его особого упора на то, что в основе их не лежат никакие научные или
логические методы. Он приобрел все свои знания благодаря суфийскому
воспитанию, принадлежности к суфиям и путем непосредственного восприятия
истины, не имеющего ничего общего с механическим умствованием. Это, конечно
же, сразу выводит его из разряда, так называемых, ученых. Забавно, однако,
что его открытия столь поразительны, что, кажется, в глубине души ученые не
прочь бы узнать, каким образом он пришел к ним.
"Мистицизм", получивший репутацию чего-то непристойного, подобен собаке
из пословицы: если его нельзя повесить, то можно, по крайней мере,
игнорировать. Явный метод схоластической психологии: примите открытия
человека, если невозможно отрицать их, но игнорируйте его метод, если он не
соответствует вашим представлениям о методах.
Если бы Газали достиг лишь незначительных успехов, он бы вошел в
историю как рядовой мистик и как очередное доказательство, что мистицизм, в
аспекте образовательном и социальном, непродуктивен.
Влияние Газали на западную мысль во всех ее сферах, по общему
признанию, огромно. Но само это влияние являет собой действие закона
обусловленности: философы средневекового христианского мира, принявшие
многие его идеи, делали это крайне выборочно, совершенно игнорируя те
положения, которые угрожали их собственной деятельности по навязыванию
определенных идей окружающему обществу.
Комплекс идей Газали был направлен на то, чтобы донести до круга людей
более широкого, чем сравнительно небольшой круг суфиев, конкретное различие
между верованием и насажденной идеей. Он подчеркивал роль воспитания в
укоренении религиозных убеждений и советовал своим читателям изучать
механизм этого процесса. Он настаивал на признании того, что образованные и
ученые мужи могут быть и часто являются глуп-цами и могут оказаться
фанатиками и одержимыми. Он заявлял, что помимо таких вещей, как обладание
информацией и способность ее воспроизводить, существует еще и знание,
которое оказы-вается более высокой формой человеческой мысли.
Привычку путать убеждение со знанием, -- привычку, с которой в наше
время приходится сталкиваться повседневно, Газали считает эпидемическим
заболеванием.
Говоря все это с обилием примеров и в духе откровенной непочтительности
к "научному подходу", Газали выступал не просто в роли обычного диагностика.
Сам он приобрел свои знания чисто суфийским путем и понимал, что высшее
понимание, являясь, по существу, достоянием суфиев, доступно лишь людям,
способным различать и избегать явления, которые он анализировал.
Газали написал и опубликовал множество книг. Его вклад в сокровищницу
человеческой мысли и жизненность его идей спустя сотни лет неоспоримы
Аватара пользователя
Kayri
Сообщения: 862
Зарегистрирован: 17 май 2012 11:57

Re: Восточная литература

Непрочитанное сообщение Kayri »

какую-то другую искал, про двух мужиков, но нарисовалась эта :?

Сад мудреца
Однажды к убеленному сединами мудрецу вся в слезах
пришла молодая и очень красивая девушка:
- Что мне делать? - сквозь слезы жаловалась она. - Я всегда стараюсь по доброму обходиться с людьми, никого не обижать, помочь чем могу.
И хоть я со всеми приветлива и ласкова, но часто вместо благодарности и уважения принимаю обиды и горькие насмешки.
А то и откровенно враждуют со мной. Я не виновата ни в чем, и это так не справедливо и обидно до слез. Посоветуйте, что мне делать. Мудрец посмотрел на красавицу и с улыбкой сказал:
- Разденься донага и пройдись по городу в таком виде.
- Да вы с ума сошли! - возмутилась красавица. - В таком виде всякий обесчестит меня и еще Бог весть что сотворит со мною.
Тогда мудрец открыл дверь и поставил на стол зеркало.
- Вот видишь, - ответил он, - появиться на людях обнажив свое красивое тело ты боишься. Так почему ходишь по миру с обнаженной душой?
Она у тебя распахнута, как эта дверь. Все кому не лень входят в твою жизнь. И если видят в добродетелях твоих, как в зеркале отражение
безобразия своих пороков, то стараются оклеветать, унизить, обидеть тебя. Не у каждого есть мужество признать, что кто-то лучше его. Не желая меняться, порочный человек враждует с праведником.
- Так что же мне делать? - спросила девушка
- Пойдем, я покажу тебе свой сад, - предложил старец.
Водя девушку по саду мудрец сказал:
- Много лет я поливаю эти прекрасные цветы и ухаживаю за ними. Но я ни разу не видел как распускается бутон цветка, хотя потом я и наслаждаюсь красотой и ароматом каждого из них. Так и ты будь подобна цветку: раскрывай свое сердце перед людьми неспеша, незаметно. Смотри кто достоин быть другом тебе и творит тебе добро, как поливает цветок водой, а кто обрывает лепестки и топчет ногами.
Мишель
Сообщения: 2578
Зарегистрирован: 21 мар 2012 23:33

Re: Восточная литература

Непрочитанное сообщение Мишель »

:roze:

спасибо

:roze: :roze: :roze:


ЧТО ТАКОЕ СУФИЗМ?

Вопрос не в том, "что такое суфизм", но: "Что можно сказать или
поведать о суфизме?"
В подобной постановке вопроса больше смысла, потому что прежде всего
важно знать состояние вопрошающего, с тем, чтобы сообщить ему то, что будет
ему полезно. Вот почему Пророк (Мир и Благо Ему!) сказал: "Говорите с каждым
в соответствии с его пониманием".
Если способность понимания у вопрошающего отсутствует или получила
неправильное направление, вы можете причинить ему вред, дав даже чисто
информативные сведения о суфизме.
Вот пример. Задается вышеуказанный вопрос. Вы отвеча-ете: "Суфизм есть
самоусовершенствование". Спросивший придаст слову "самоусовершенствование"
такой смысл, какой он привык в него вкладывать.
Если вы подойдете к истине с другой стороны и скажете: "Суфизм есть
неслыханное сокровище", алчные и невежествен-ные начнут домогаться его в
силу своего понимания термина "сокровище".
Но не обманывайтесь относительно того, что если вы обле-чете ваш ответ
в философскую или религиозную форму, религи-озный человек или любитель
философии не впадет в такую же ошибку алчности, считая, что понял смысл
сказанного вами.

Идрис ибн-Ашраф

ПАМЯТОВАНИЕ

Когда мы говорим: "Вы капля воды из безбрежного Океана", -- мы имеем в
виду и вашу нынешнюю личность, как отдельную каплю, и все ваши прошлые
личности, как последовательные капли и волны, и также те великие узы,
которые связывают все эти фазы со всеми остальными каплями, равно как и с
великим Целым. Упоминая Целое, если это делается в смысле величия этого
Целого Океана, мы не забываем коснуться и величия капли в ее потенциальном
аспекте как сознательной частицы этого Океана.
Чтобы понять взаимосвязь капли и Океана, мы должны перестать мыслить в
терминах, выражающих наше понимание интересов капли.
Сделать это мы можем, лишь отбросив свое представление о себе и
вспомнив, кто мы были в прошлом, в то же время помня, кто мы сейчас, кто мы
в действительности; ибо взаимосвязь с Океаном лишь приостановлена, но не
разорвана. Именно эта приостановка является причиной, породившей наши
странные вымышленные представления-заменители о самих себе, и делает нас
слепыми перед лицом истинной реальности.
Упражнения по воспроизведению в памяти событий настоящего и недавнего
прошлого предназначены для того, чтобы развить в нас способность возвращать
память о еще более далеком прошлом, вспоминать то, что приостановлено или
временно отставлено и к чему, неведомому для нас, так стремится наше сердце.
Если в итоге этого первоначального упражнения на вспоминание не
удается пробить мост к воспоминаниям о нашем древнем, извечном соглашении,
Договоре, то что-то из трех не то: учитель, ученик или обстоятельства.
Именно поэтому мы не можем обойтись без живого Учителя, пробуждающегося
ученика и правильных обстоятельств.
Но даже эти мои замечания дойдут лишь до тех, до кого они могут дойти.
Их физическая оболочка составляет лишь ничтожную часть их подлинной сути.
Вникайте в нее с помощью Учителя, не в одиночку.

Хаджи Бахааддин,
дервиш из Бухары

ЗНАНИЕ -- ДЕЙСТВИЕ -- ЛЮБОВЬ

Любовь есть Путь к Истине, Знанию, Действию.
Но лишь те, кому известна истинная любовь, способны приблизиться к ним
путем любви. Другие же принимают некото-рые иные чувства за истинную любовь.
Беспомощнее всего те, кто идеализирует чувство любви и пытается
приблизиться к ней, будучи не в состоянии что-либо дать ей или получить от
нее.
Истина есть Путь к Любви, Знанию, Действию. Но лишь те, кто способен
найти настоящую Истину, могут воспользоваться ее Тропой как Путем. Другие
(которые неправы уже только потому, что их большинство) воображают, что им
доступна Истина, хотя даже и не ведают, где ее искать, поскольку то, что они
называют истиной, есть нечто второстепенное.
Знание есть Путь к Действию, Любви, Истине. Но поскольку это вовсе не
то знание, каким представляют его себе люди, они не извлекают из него
никакой пользы. Оно везде, но они не могут заметить его, и взывают к нему, а
оно все время рядом с ними.
Действие также есть Путь. Путь к Любви, Истине, Знанию. Но какое
действие, где и когда? С кем и с какой целью? Какого рода то действие,
которое мы имеем в виду, говоря, что оно есть Путь? Оно таково, что человек
может совершить его, сам того не осознавая. С другой стороны, он, как
правило, бывает настолько поглощен действиями иного рода, что не в состоянии
совершить нужное правильное действие.
Итак, хотя и рискуя оказаться неверно понятыми в этом утверждении, мы
утверждаем как объективный факт следующее: Благословенная Истина озарила
Учителей пониманием знания Путей. Так оставим же свой лепет, -- мол "я жажду
Любви", "я стремлюсь к Знанию", "я взыскую Истины", "моя цель -- Действие",
-- разве только мы захотим показать себя людьми, не имеющими подлинной цели.
Любовь есть Действие; Действие есть Знание; Знание есть Истина; Истина
есть Любовь.

Рауф Мазари,
"Ниази"
Аватара пользователя
Kayri
Сообщения: 862
Зарегистрирован: 17 май 2012 11:57

Re: Восточная литература

Непрочитанное сообщение Kayri »

:roze: Мишель- :d_sunny:
Вхожу в мечеть. Час поздний и глухой.
Не в жажде чуда я и не с мольбой:
Когда-то коврик я стянул отсюда,
А он истёрся, надо бы другой.
Омар Хаям
:love:
Мишель
Сообщения: 2578
Зарегистрирован: 21 мар 2012 23:33

Re: Восточная литература

Непрочитанное сообщение Мишель »

Шах Исмаил Хатаи

До сотворения мира началом начал был я,
Тех, кто камней драгоценных ярче сверкал, был я,

Алмаз превратил я в воду, она затопила мир.
Аллахом, который небо и землю зачал, был я.

Потом я стал человеком, но тайну свою хранил.
Тем, кто в сады Аллаха первый попал, был я.

Я восемнадцать тысяч миров обойти сумел.
Огнем, который под морем очаг согревал, был я.

С тех пор я узнал все тайны Аллаха, а он - мои.
Тем, кто истины светоч первым познал, был я,

Я Хатаи безнадежный, истины свет постиг.
Тем, кто в неверном мире все отрицал, был я.



* * *

Душа моя, жизнь моя, - счастлива будь!
Простимся, - в далекий собрался я путь...

Душа моей плоти умершей, - живи!
Со мною пришлось тебе горя хлебнуть!

Немало я пролил и крови и слез, -
Прости меня, милая, не обессудь...

Тоска, словно черные кудри твои,
Мешает мне нынче на солнце взглянуть.

Я видел толпу возле окон твоих, -
И горько мне стало, и дрогнула грудь...

Пускай я погибну - ты вечно живи!
Но мученика Хатаи не забудь!
Ответить