Как четверо наших солдат семь недель дрейфовали без воды и пищи
17 января 1960 года четверых советских солдат унесло на барже в открытое море, в котором они продрейфовали 49 дней.
Так выглядела самоходная баржа Т-36.
17 января 1960 года в заливе острова Итуруп разыгрался сильный ураган; в 9 утра по местному времени ветром, достигавшим скорости 60 м/с, была сорвана со швартовки самоходная баржа Т-36.
Это была одна из барж проекта 306 «Танкист», предназначенных для для доставки и высадки десанта на необорудованное побережье. Водоизмещение баржи составляло 100 тонн. Её длина по ватерлинии составляла 17, метра, а ширина – 3,6 метра. Баржа вмещала один средний танк или 40 тонн груза.
Два украинца, русский и татарин
На её борту находилось четверо военнослужащих инженерно-строительных войск Советской Армии, приписанные к барже: младший сержант Асхат Зиганшин и рядовые Филипп Поплавский, Анатолий Крючковский и Иван Федотов. Экипаж боролся со стихией десять часов; около 7 часов вечера мотористы доложили, что запасы топлива на барже заканчиваются. Зиганшин предложил выброситься на берег, но ни одна из трёх попыток результата не дала; одна из таких попыток привела к тому, что баржа получила пробоину. Волны достигали высоты в 15 метров; одной из таких волн, ударившей в рубку баржи, была приведена в негодность радиостанция. Около 22:00 лишённую хода баржу вынесло в открытый океан.
На берегу было известно о борьбе баржи со стихией, однако сообщений с баржи не поступало. Как только ветер несколько стих, солдаты прочесали берег. Обнаруженные обломки бочонка для питьевой воды, сметённого с палубы волной, дали основание считать, что баржа была потоплена ураганом. Поисковые работы были остановлены также и по причине запрета выхода в море спасательным и другим судам в связи с проводившимися в те дни ракетными стрельбами.
Такими наших солдат нашли американцы.
Баржу несло течение Куросио. Особенно опасно Куросио зимой, когда в северо-западной части Тихого океана свирепствуют циклоны, часто относящие рыбопромысловые суда в океан. История мореплавания знает немало страшных находок у американского побережья. Еще в середине XVIII века на западном побережье Мексики, близ города Акапулько, были найдены японская джонка и скелет ее владельца. В 1813 году капитан английского брига «Форрестер» Джон Дженнингс обнаружил у острова Ванкувер японскую джонку, в которой было 32 скелета. Спустя два года этот же бриг под командованием другого капитана встретил близ острова Санта-Барбара дрейфовавшую японскую джонку, где было 14 трупов.
На второй день дрейфа экипаж баржи провёл инвентаризацию запасов провизии. Их запасы составляли 15-16 ложек крупы, немного хлеба, банка консервов и некоторое количество картошки, которая находилась в машинном отделении, и в шторм оказалась пропитанной соляркой. Пресная вода имелась в системе охлаждения двигателей баржи. Вначале они её пили трижды в день, каждому по три глотка. Потом эта норма сократилась вдвое. Потом закончилась и эта вода, и они стали собирать воду дождевую. когда она закончилась, собирали дождевую.
Скудные запасы еды со временем закончились. В пищу пошло всё, что хотя бы отдалённо напоминало еду – кожаные ремни, несколько пар кирзовых сапог, мыло, зубная паста. Дрейф продолжался 49 дней. Люди теряли в весе до 800 граммов в день.
7 марта истощённые и обессиленные люди были подобраны американским авианосцем «Кирсердж» в 1930 км от атолла Уэйк. Авианосец доставил военнослужащих в Сан-Франциско.
К тому моменту, когда советские солдаты поднялись на палубу американского авианосца, они потеряли в весе по 30 килограммов. В Сан-Франциско встречали представители советского посольства. Взамен морской формы США нашим морякам выдали гражданскую одежду. Оставили только ботинки.28 марта младший сержант Зиганшин и рядовые Поплавский, Крючковский и Федотов на трансатлантическом лайнере «Куин Мэри» прибыли из Нью-Йорка во Францию. 29 марта они вылетели самолетом Ту-104 на Родину.
По возвращении домой им был организован торжественный приём, они были награждены орденами Красной Звезды и получили широкую известность, в том числе и в популярной культуре. Министр обороны Родион Малиновский подарил спасённым штурманские часы, «чтобы они больше не блуждали».
========================
Почти одновременно с четырьмя советскими воинами, только за тысячи миль от них, в Тиморском море Индийского океана, попал в беду экипаж рыболовецкой шхуны «Семенгет Бару». Эти люди 35 суток находились в более благоприятных условиях: их было двадцать два человека, они могли во время дрейфа ловить рыбу. Но у них отсутствовало главное: сплоченность, взаимное доверие, выдержка. За тридцать пять дней дрейфа двенадцать рыбаков погибли от голода, жажды и болезней. Когда остальных прибило к острову Батерст восемь рыбаков оставили на берегу двух больных товарищей и ушли, заботясь лишь о спасении собственной жизни. Одного из больных, потерявшего человеческий облик, 7 марта подобрал австралийский эсминец «Кункмэтч»
====================
А четыре советских молодых бойца 49 дней дрейфовали в открытом океане, и при этом ни у кого не возникло даже мысли забрать лишний кусок пищи у товарища.
На все подобные вопросы ребята отвечали просто: «Мы люди советские, а у нас человек человеку друг товарищ и брат».